Вратарь в хоккее – разговор особый. Эти люди, облаченные в защитную амуницию, как закованные в латы рыцари, всегда вызывают определенный интерес.
Некоторые их считают не от мира сего. Они и правда какие-то странные. Свое видение игры, философия, мировоззрение. Не случайна фраза, ставшая классикой: «Вратарь – половина команды». За его спиной только красная линия и огромная ответственность. Только он, стоящий на последнем рубеже может сказать, что всю вину за поражение берет на себя. В заокеанских кругах бытует мнение, что отдельные матчи выигрывают нападающие, регулярный чемпионат выигрывает оборона, а Кубок Стэнли выигрывает вратарь. Наш город в последние годы не сильно мог похвастаться качественными, классными вратарями. Кумирами становились все больше заезжие легионеры. И по праву, спасая команду во многих матчах. Но вот в конце этого сезона раскрылся талант и голкипера своей, доморощенной школы. Александр Козубенко за «Ермак» играет давно. Он стоял в воротах «Ермака-2» в первой лиге, защищал рамку «Ангарского Ермака» в МХЛ, северского «Нефтяника-Смены» в РХЛ. Помните его сэйвы в серии послематчевых буллитов с «Южным Уралом» в сезоне 2012 года, когда Роман Музычко, лучший бомбардир ВХЛ на тот момент, три раза пытался забить, но наш голкипер не дал ему ни одного шанса. Угадал тогда Алексей Геннадьевич Ждахин, и Козубенко ту игру спас. В этом сезоне Саша поиграл только в начале, по осени, а потом надолго сел на скамью запасных.
- Тяжело это ждать?
- Тяжеловато, согласен. Вот ждешь, ждешь, долго ждешь, потом привыкаешь, все притупляется. Сразу на лед выходить страшно, а когда долго сидишь, полируя лавку, весь мандраж куда-то уходит. И относишься к этому намного проще. Поэтому выходишь на лед более уверенным в себе.
- Давно обращаю внимание, что ты очень спокоен в себе, малоэмоционален, скорее флегматичен в воротах. Ты и в жизни такой?
- Пытаюсь меньше эмоций выплескивать на льду. Стоит только расслабиться, как ситуация мгновенно меняется. Стараюсь просто делать свое дело.
- С чего начинался путь в хоккей?
- Когда был маленький, как и многие мальчишки, мечтал играть в хоккей. Привели в секцию лет в шесть, бегал чего-то бестолково, носился, так и увели обратно. Второй раз пришел уже сознательно, в одиннадцать лет. Пробовал и в нападении себя, а потом встал в ворота. Хоть пришел поздновато, зато соображал хорошо. Думал вратарям легче, катаются мало, нагрузок тоже немного, встал и стоишь. Потом выяснилось, как я ошибался.
- Получается, что пришел записываться в 2001 году. А в феврале 2002 на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити сборная России завоевала «бронзу» в хоккее. В ее составе играл Егор Подомацкий, с которым ты потом играл в «Ермаке».
- Я даже в самых смелых мечтах не мог предположить, что так получится. Мне поначалу нравилось игра, форма такая красивая, амуниция. А то, что это адский труд понял позже.
- Тренировки вратарей отличаются от тренировок полевых игроков?
- Да, работа у каждого своя. Что касается ОФП, то нам немного послаблений дают, специфика у нас другая. Больше внимания нужно уделять растяжкам, пластичности, гибкости, реакции. Для этого существуют свои специальные упражнения. Рекордов в кроссе вратари не бьют. Зато на льду пахать приходится не меньше, а больше остальных.
- Александр, ты команды соперников на удобных и неудобных делишь?
- Нет. Против всех настраиваться нужно серьезно. Легко ни с кем не бывает.
- Насколько это было неожиданно, выход в ворота во второй игре в Караганде?
- Так сложились обстоятельства. Ивана Полошкова удалили, пришлось идти и играть. Я рад, что так произошло. Если бы Ваня не удалился, я бы не заиграл, так бы и сидел на лавке. Повезло. Что-то получилось.
- Не скромничай. Ты, по мнению многих, внес определенную лепту в победы «Ермака» в этой сумасшедшей серии с «Сарыаркой».
- Знаете, в каждой игре, каждый сезон, много-много лет приходиться доказывать и доказывать, что твое место там, в рамке.
- Винишь себя за поражения?
- Если забили, значит, ты где-то ошибся. Нет таких шайб, которые бы не взял вратарь. Поймать можно любую шайбу. Где-то не повезло, где-то концентрацию потерял, где-то расслабился чуток. Вот они и залетают.
- Сыпанем немного соли на рану. Последний матч в Караганде…
- Все настраивались на победу, никто о поражении не думал. В гостях играть всегда тяжело, возможно и мандраж свою роль сыграл, где-то не повезло. Да что объяснять, вы всё сами видели. Проигрывать никто не собирался. Сейчас только понимаешь, что нужно было и пятую игру забирать. Для этого все условия были. Ошиблись. Но знаете, опыт на ошибках хороший зарабатываешь!
- Александр, когда на твой взгляд в этом сезоне появилась КОМАНДА?
- Где-то после Нового года. Ко всем пришло понимание, что можем вылететь, слишком рано закончить сезон. Никто этого не хотел. Стали проявлять больше уважения друг к другу, собирались много раз, разговаривали. Очень тесное сплочение произошло в команде. Мы в себя и тренеров поверили. Помогали друг другу. Вот тогда и наступил этот перелом в сознании, и стало многое получаться.
- Что дальше?
- Контракт заканчивается 30 апреля. Если руководство сделает предложение, с удовольствием останусь дома. Хочется играть за «Ермак». Дом есть дом. В Ангарске все свои, родные. Я себя здесь очень комфортно чувствую. Очень хочется доделать в новом сезоне то, что не удалось в этом. Будем стараться.
- Спасибо за разговор, и удачи!