В ангарском хоккее есть много игроков титулованных, обласканных спортивной Фортуной, и в этом ряду есть один хоккеист, который не имеет громких званий и регалий, но зато обладает одной особенностью.
В историю команды он вошел, как рекордсмен «Ермака» по сыгранным матчам за все время существования клуба, и за то время, когда «Ермак» находится в высшей лиге отечественного хоккея. Николай Золотухин. Он в составе с самого возрождения, с того памятного сезона 2005/06 годов, когда в наш город вернулся большой хоккей. А по истечению нынешнего сезона, двенадцатого в карьере за родной клуб, Николаю было сделано предложение, остаться в родном коллективе, но только в новом для себя качестве. Занять должность начальника команды.
- Игрок, теперь вот спортивный функционер. Вы предполагали для себя такое развитие событий еще в начале прошлого сезона?
- Когда-нибудь нужно принимать решение о завершении карьеры спортсмена. И если руководство клуба делает тебе такое предложение, как может человек, беззаветно любящий хоккей, отказаться?
- Вы решили перехватить инициативу и самому задавать вопросы? Давайте по-старинке. Николай, сейчас первые шаги в хоккее делают в 4-5 лет, а вы когда приобщились к этому виду спорта?
- Первый раз на зимний стадион «Ермак» меня привел отец. Было мне лет семь, может больше. Скажу честно, мне не понравилось, чуть-чуть позанимался и бросил это дело. Нравилось тогда играть во дворе в футбол, носится, заниматься всевозможными мальчишескими забавами и играми. Такая дворовая свобода. А потом, чисто случайно, на доске объявлений в школе увидел приглашение записаться в секцию хоккея. И мы с другом, Александром Черных, пошли записываться. Но уже сами, без давления, и с желанием. Тренером нашей группы был Владимир Николаевич Кривокрасов. Вот это, пожалуй, и есть начало. Осознанное решение принял сам, и с тех пор хоккей в моей судьбе.
- Мальчишки набора 1983 года рождения оставили след в истории ангарского хоккея.
- Да, команда у нас была классная. Не скажу, что нас было много. Как сейчас по 50-70 человек приходят записываться, тогда только мечтали. Нас человек пятнадцать было. Играли достойно, дружили крепко.
- У мальчишек тех лет было огромное желание продолжить карьеру в «Ермаке». Или манили другие дали? Тем более, что в 1997 году команду мастеров просто ликвидировали городские власти, посчитав, что хоккей в Ангарске не нужен. И детско-юношеская школа стала работать на другие города и клубы.
- Я постараюсь ответить издалека. Вот пока ты ребенок, ходишь, тренируешься, тебе нравится играть в хоккей, тебе, почему-то, кажется, что ты вырастешь, будешь играть в профессиональной команде, и все это счастье будет длиться долго-долго. Это заблуждение. У тебя в мыслях нет, что все может когда-нибудь закончиться. Нужно понимать, а тренерам готовить своих воспитанников к серьезным испытаниям. Некоторые иллюзии нужно развеивать в детстве. Нужно готовить парней к конкуренции, она суть современного спорта. Если ты серьезно занимаешься спортом, у тебя нет детства. Учеба, тренировки, разъезды, соревнования, сборы. Если ты готов принести в жертву свободное время, и многие другие радости, то ты способен достичь каких-то вершин. К этому нужно готовить, а то придет время, и тебе скажут – свободен. Тебе 16-18, пускай 20 лет, ни общего образования, ни специального, ни хоккейного. Вот Владимир Николаевич Кривокрасов пытался до нас эти истины донести. Сейчас я это хорошо понимаю. И нам это потом помогло, когда мы разъехались из Ангарска, кто на запад, кто на восток. Вынуждены были уезжать, дома перспективы не было.
- Вы поехали в Ярославль?
- Да, после восьмого класса нас с собой забрал Сергей Николаевич Коневский в «Торпедо». Мы уехали втроем. Виктор Учеватов, Алексей Копейкин и я.
- Кирпичики в хоккейный фундамент вам заложили в Ангарске, а шлифовка, как игрока, началась в Ярославской школе?
- Да. Вот там было очень жесткая конкуренция, приходилось каждый день доказывать, что ты состоятелен. Это без прибавления мастерства не получилось бы. Потом был молодежный состав новосибирской «Сибири», немного поиграл за серовский «Металлург».
- Николай, лет десять назад у нас был с вами разговор, где вы признались, что вернулись домой с желанием повесить коньки на стену, и завязать с хоккеем в 22 года.
- Ситуация такая сложилась, что я приехал в Ангарск, и понял, что можно не только хоккеем зарабатывать, появилось желание попробовать. Хоккеем тогда большим дома и не пахло. Но сам хоккей жил. Проводился турнир «Золотая шайба», я играл за «Чайку», с десяток команд было, умереть любимому виду спорта в Ангарске энтузиасты не давали.
- Тогда к власти городом пришла очень креативная команда молодых и энергичных ангарчан, которые реально захотели многое поменять. И как показывает время, им это удалось сделать. Одним из решений было принятие программы о возрождении ангарского хоккея и формировании команды мастеров. Был создан клуб, началось формирование состава, зимний стадион закрыли на реконструкцию, ударными темпами возводили малую арену с искусственным льдом. Летом возрожденная команда «Ермак» начала подготовку к первому в 21 веке сезону. Дивизион «Сибирь-Дальний Восток», и сразу же бронзовые медали зонального первенства России в первой лиге российского хоккея.
- Мне тогда, летом сделали предложение одному из первых, вернее, самому первому. Так, что я в «Ермаке» со дня основания новой команды. (Смеется).
- Все двенадцать сезонов в одной команде. « И в горе, и в радости, и в любви, и в печали…»
- Сейчас я могу это говорить. Были варианты, были разные предложения от многих клубов. Но я такой человек по натуре, что мне дома нравится больше. Мне в Ангарске всегда было комфортно. Не хотелось и семью по разным городам мотать. Здесь и родственники, и друзья, родная команда. Были созданы все условия, чтобы тренироваться, играть, развиваться. Это все и предопределило выбор. А с введением в строй нового дворца мы получили такую мощную поддержку от болельщиков, какую еще стоит поискать.
- Расскажите, а как так получилось, что нападающий команды «Ермак» Николай Золотухин стал теперь начальником команды «Ермак»?
- Внезапным это предложение от руководства клуба не назовешь. Все шло к этому постепенно, разговоры предварительно велись и раньше. У руководителей сложилось мнение, что так будет лучше и для развития хоккея в городе, и для команды. Наш исполнительный директор Александр Георгиевич Быков меня убедил. Пришло время как-то определяться и с карьерой игрока, и с дальнейшими планами. Это ответственный и серьезный шаг, новый шаг в жизни. А все новое интересно. Но я осознаю и меру ответственности. Сейчас гораздо больше времени думаю о хоккее.
- Что будет входить в круг ваших обязанностей?
- Сейчас знакомлюсь с делами, вникаю с головой. Думаю, что это будет и административная работа, и помощь тренерскому штабу в комплектовании команды, просмотр кандидатов, оформление документов. Я только закончил с хоккеем, и сразу навешивать на мои плечи все проблемы было бы неверно. Руководство это понимает. Конечно, я рад, что остаюсь в хоккее, с хоккеем, в нашей родной клубной системе. Очень хочется, чтобы в Ангарске была команда с ярким, присущей только ей характером, обладающая выраженными качествами, которые приписывали бы только «оранжевой» дружине. Чтобы в любом городе болельщики могли говорить, что это играет ангарский «Ермак»! Знаете, такой боеспособный, зубастый коллектив, которому все задачи по плечу, и который олицетворял именно наш город, с его хоккейными традициями и историей.
А первым заданием для Николая Золотухина, как новоиспеченного начальника команды стала его командировка в Москву, на отчетное совещание в ВХЛ, по итогам завершившегося сезона. Первый шаг сделан, ждем следующих!